ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ БУДУЩИХ ФИЛОЛОГОВ: СТРЕМИМСЯ К ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ ИЛИ КОМПЕТЕНТНОСТИ? - статті - ІТ в навчанні - Каталог статей - Персональний сайт Л.Карташової
ЗАВІТАЙТЕ НА СТОРІНКУ "MS Word - невідоме про відоме".Там відкриєте для себе способи вирішення проблем, які виникають в процесі створення текстового документу"
П'ятница, 09.12.2016, 08:45
Вітаю Вас Гість | RSS

ІНФОРМАЦІЙНІ ТЕХНОЛОГІЇ – В НАВЧАННЯ!!! (Особистий сайт Л.Карташової)

Категорії розділу
Наукова думка [9]
розташовуються наукові матеріали
статті - ІТ в навчанні [13]
Міні-чат
Наше опитування
Оцените мой сайт
Всього відповідей: 276
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Форма входу

Каталог статей

Головна » Статті » статті - ІТ в навчанні

ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ БУДУЩИХ ФИЛОЛОГОВ: СТРЕМИМСЯ К ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ ИЛИ КОМПЕТЕНТНОСТИ?

Правовые, организационные, финансовые основы функционирования системы высшего образования устанавливаются Законом Украины "О высшем образовании". Он создает условия для усиления сотрудничества государственных органов и бизнеса с высшими учебными заведениями на принципах автономии высших учебных заведений, взаимодействия образования и науки с целью накопления человеческого капитала для высокотехнологичного и инновационного развития страны, самореализации личности, обеспечения потребностей общества, рынка труда и государства в квалифицированных специалистах.

Современные учителя-филологи, для успешного выполнения своих профессиональных обязанностей, должны обладать не только суммой общих и специальных профессиональных знаний, умений, навыков (ЗУН), но и определенным комплексом компетенций. Качество их подготовки в ВПУЗ определяется уровнем полученных ЗУН, на которых основывается компетентность в соответствии со стандартами, определяющими содержание и цели профессиональной подготовки.

С целью более точного определения компетентности учителей-филологов, которая формируется в процессе обучения ИТ, обратимся к анализу различных источников.

В частности, в Законе Украины "О высшем образовании" содержится следующее определение: "компетентность – динамическая комбинация знаний, умений и практических навыков, способов мышления, профессиональных, мировоззренческих и гражданских качеств, морально-этических ценностей, которые являются результатом обучения в высшем учебном заведении по соответствующей образовательной программе и основанием для присвоения квалификации" [9, С. 2].

Психологический толковый словарь современных терминов объясняет: "Компетентность (лат. Competens – соответствующий, способный) – психосоциальная качество, означает силу и уверенность, основанные на чувстве собственной успешности и полезности, что дает человеку осознание своей способности эффективно взаимодействовать с окружением" [17, С. 188-189].

Системам образования разных стран мира, отмечает О. В. Овчарук, присущи различия в толковании содержания, принципов систематизации и классификации компетенций. Во многих европейских странах отбор и внедрение ключевых компетенций (англ. Key competencies) становится приоритетными методологической и дидактической задачами, разрешение которых существенно влияет на конструирование государственных образовательных стандартов, учебных программ, методического сопровождения процесса обучения, систем оценивания результатов обучения. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) проводит сравнительный анализ и разрабатывает стратегии и рекомендации для образовательной политики. Международная комиссия Совета Безопасности Европы предлагает понятие "компетентность" рассматривать как основные умения, опорные знания, то есть своеобразные индикаторы ЗУН и отношений, которые являются не просто целевыми свойствами индивида, но и обеспечивают достижение успеха в различных сферах жизни [14].

Разъясняя понятие "компетентность", В. И. Луговой определяет его так:  "интегральная характеристика личности, которая раскладывается на дифференциальные компетентности. То есть, общая компетентность состоит из отдельных частных компетенций. При этом термину "компетенция" ("компетенции") соответствует значение юридического характера как определенных (например, должностных) полномочий, предоставленных лицу для выполнения возложенных на нее функций" [13, С. 8]. Как отмечают Г. А. Балл и П. С. Перепелица, личность может быть в пределах своей компетенции компетентной или некомпетентной в определенных вопросах, то есть иметь компетентность (компетентности) в определенной области деятельности [15].

Разделяя общее и индивидуальное в содержании компетентностного подхода к образованию, российский ученый А. В. Хуторской предлагает понимать под компетенцией "совокупность взаимозависимых качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), по отношении к определенному кругу объектов и процессов, которые являются необходимыми для качественной производительной деятельности"; компетентность он рассматривает как "обладание человеком соответствующей компетенцией, которая включает личностное отношение к ней и предмету деятельности" [20, С. 60]. Ученый также подчеркивает, что компетенция – это заданное требование, норма, а компетентность – приобретенная личностное качество, предусматривающий, по крайней мере, опыт использования компетенции. Из различных признаков он выделяет интегральность компетенции. Итак, по А. В. Хуторскому, компетенция – это круг полномочий, а компетентность – свойство (осведомленность, квалификация) личности.

Относительно определения понятия "ИТ-компетентность" следует отметить, что в педагогической науке широко употребляют понятие "информационная компетентность", "информатическая компетентность" и "информационно-коммуникационная компетентность" которые, однако, трактуются неоднозначно.

Например, по Р. С. Гуревичу, "информационная компетентность" – это компетентность индивида в работе с информацией [6]. Как объясняют А. В. Анищенко и О. С. Падалка, информационная компетентность педагогов, прежде всего, предполагает их способность использовать аппаратные средства ИТ, а также эффективно работать с информацией в электронном и печатном вариантах (быстро ее находить и рационально обрабатывать) [1].

На основе анализа понятий "информация", "информационные" и "информатические" процессы, "системы" и "технологии", "компетенции" и "компетентности", О. М. Спирин уточнил понятие "информационно-коммуникационная компетентность" и "информатическая компетентность". Информационно-коммуникационная компетентность (ИК-компетентность), по О. М. Спирину, – это подтвержденная способность личности использовать на практике информационно-коммуникационные технологии для удовлетворения собственных индивидуальных потребностей и решения общественно значимых, в том числе профессиональных, задач в определенной предметной области [19].

Как синонимичные термину "ИК-компетентность" О. М. Спирин предлагает, и мы с ним согласны, ряд терминов, которые ныне используются в педагогической науке: "компьютерная компетентность", "информационно-компьютерная компетентность", "информационно-технологическая компетентность ".

Мы же предлагаем, для обозначения компетентности филолога в области ИТ, использовать термин "ИТ-компетентность". Следует отметить, что рассмотрение ИТ-компетентности, как одной из составляющих целей профессиональной подготовки филологов, в известных нам литературных источниках не осуществлялось. Указанное стало основанием для детального исследования ИТ-компетентности учителя-филолога и побудило к выделению ее составляющих, описания которых приведены ниже.

1. Теоретические (система знаний в области ИТ, технологии, методы и формы их внедрения в профессиональную деятельность и т.п.).

2. Практические (преимущественно операциональная составляющая результатов обучения, совокупность умений и навыков использования средств ИТ).

3. Методические (система специально-научных, психологических, педагогических знаний и умений по вопросам планирования и осуществления учебно-воспитательного процесса определенного предмета, имеет ярко выраженный прикладной характер, в части использования возможностей ИТ: разработка электронных учебных материалов, совершенствование предметных компетенций путем применения ИТ, повышение педагогического мастерства средствами ИТ; рефлексия формирования собственной методики преподавания, мониторинг учебно-воспитательного процесса, обмен опытом преподавания предмета).

Проведенные исследования работ педагогов (Н. М. Бибик [3], М. Е. Бершадский [2], А. В. Овчарук [14], Е.И. Пометун [16], Е. И. Локшина [11], А. Я. Савченко [18], Л. В. Сохань и И. Г. Ермаков [8]) позволили сделать вывод, что развитие надлежащих компетенций обеспечивает учителю-филологу: возможность ориентироваться в современном информационном обществе, способность быстро реагировать на запросы времени, использовать ИТ в учебно-воспитательном процессе общеобразовательного учебного заведения, сформировать готовность совершенствоваться в соответствии с изменениями, происходящими в обществе и в системе образования.

Уровень сформированности ИТ-компетентности филолога может служить индикатором, который свидетельствует о его готовности к использованию ИТ в будущей профессиональной деятельности, которую целесообразно именовать "ИТ-готовность". Вместе с тем, формирование ИТ-компетентности не обязательно сопровождается формированием ИТ-готовности.

Очевидным, по нашему мнению, является то, что в центре предмета исследования должна быть проблема формирования именно ИТ-готовности.

Анализ понятия "готовность", основанный на рассмотрении научных наработок исследователей проблемы, позволяет сделать следующее обобщение. В большинстве своем предлагается рассматривать готовность учителя-филолога как совокупность органически соединенных компонентов: мотивационного (осознанная потребность в освоении и внедрении передового педагогического опыта); содержательно-процессуального (сущность психолого-педагогических и экономических знаний по проблеме, процессуальные умения); конструктивного (умение творчески реализовать достижения производства в практике учебно-воспитательной работы).

Развитие хотя бы одного из них, бесспорно, влияет на совершенствование других, а недостаточная сформированность приводит к тому, что личностно значимое качество учителя-филолога не достигает необходимой степени развития.

Авторы по-разному освещают процесс формирования готовности, в зависимости от специфики деятельности, в которой происходит подготовка специалиста. Однако все исследования явления готовности, безусловно, свидетельствуют о том, что она формируется путем взаимодополнения всех компонентов, при доминирующей роли определенного компонента или группы компонентов. Общим во всех исследованиях также то, что компонентная структура готовности определяется структурой определенной деятельности. Каждый из компонентов в разных моделях имеет специфическую нагрузку.

Исследуя явление ИТ-готовности, стоит отметить, что проблема формирования готовности студентов к будущей профессиональной деятельности аккумулирует проблемы психологии, связанные с особенностями личности, особенностями ее характеристик, возможностями, которые обусловливают успешность профессиональной подготовки [5]. Ученые Л. И. Божович [4], М. И. Дьяченко, Л. А. Кандибович [7] и др. рассматривают готовность в непосредственной связи с формированием, развитием и совершенствованием психических процессов, состояний, качеств личности, необходимых для успешной деятельности. Авторы исследований отмечают, что готовность как предпосылка всякой деятельности является одновременно и результатом деятельности в учебно-воспитательной среде, в которой субъект испытывает целенаправленные учебно-воспитательные воздействия.

Основываясь на дефинициях психологов, мы выделили такие основные компоненты ИТ-готовности.

1. Психологическую (личностно-мотивационный: личностные качества, стремление к внедрению информационных технологий в учебно-воспитательный процесс).

2. Теоретическую (система знаний в области информационных технологий, технологии, способы и формы их имплементации в профессиональную деятельность учителя-филолога и т.п.).

3. Практическую (совокупность умений и навыков использования средств информационных технологий обучения).

4. Методическую (система специально-научных, психологических, педагогических знаний и умений по вопросам планирования и осуществления учебно-воспитательного процесса определенного предмета, имеющего ярко выраженный прикладной характер использования возможностей ИТ: разработка учебных материалов, совершенствование предметных компетенций путем применения ИТ, повышение педагогического мастерства средствами ИТ; рефлексия формирования собственной методики преподавания, мониторинг учебно-воспитательного процесса, обмен опытом работы с коллегами).

Итак, ИТ-готовность учителя-филолога к выполнению новых функций возникает как новая качественная характеристика на пересечении его психолого-педагогической, методической и информационно-технологической подготовки. Это новообразование формируется с помощью современных ИТ и рассматривается нами как интегративное качество личности, характеризующееся многокомпонентной, многоуровневой структурой. ИТ-готовность учителя-филолога определяет потенциальную подготовленность личности к выполнению учебно-воспитательной деятельности в условиях информационного общества.

С целью установления связи ИТ-готовности с формированием ИТ-компетентности нами было осуществлено сравнительную характеристику компонентов ИТ-готовности и ИТ-компетентности – они имеют общие ключевые компоненты: теоретическую, практическую и методическую.

Достаточная развитость, генерализация и сочетание указанных составляющих обеспечит сформированность ИТ-готовности учителя-филолога.

Однако подтверждается и то, что сформированность ИТ-компетентности не всегда является свидетельством сформированности ИТ-готовности. Это объясняется тем, что сравнение указывает на то, что отдельного исследования требует психологическая составляющая ИТ-готовности – личностно-мотивационная или мотивационная (личностные качества, стремление к внедрению ИТ в учебно-воспитательный процесс), формирование которой, в свою очередь, зависит от личностных качеств учителя, его стремления и наличия внутренней мотивации к использованию ИТ.

На этапе подготовки в ВПУЗ мотивация, которая предопределяется интеллектуальной инициативой и познавательными интересами, является весомым фактором для повышения эффективности учебной деятельности студента. Процесс развития внутренней мотивации обучения – это процесс, способствующий трансформации побуждений студентов (в нашем случае – будущих учителей-филологов) в зрелые решения с преобладанием мотивов, подкрепляющих мотивацию успеха [10; 12].

В общепсихологическом контексте мотивация является сложным фактором влияния на поведение личности, проявляющимся как потребности, интересы, цели, идеалы, непосредственно детерминирующие деятельность человека. Таким образом, можно утверждать, что мотивация является совокупностью, системой разнородных факторов, генерирующей поведение и деятельность личности. Необходимо согласиться с учеными в том, что мотивация обучения занимает ведущее место среди факторов, определяющих эффективность учебно-воспитательного процесса [10; 12]. Положительная мотивация определяется как система ценностей, воспринятых и принятых личностью и приведенных в соответствие с ценностями коллектива и общества в целом, принятых как личные принципы, убеждения, установки и содержание будущей профессиональной деятельности. Мотивация обучения как процесс изменения отношения личности к деятельности, основывается на мотивах, под которыми понимают, как указано выше, совокупность факторов побуждения к деятельности.

Обеспечение развития положительной мотивации филологов к изучению ИТ видится как следствие последовательного взаимодействия преподавателя и студента, объединяет совокупность определенных методов и приемов направленных на развитие положительной мотивации. Результативность учебно-воспитательной деятельности значительно повышается, когда студенты решают реальные профессионально направленные учебные и научные задачи, выполнение которых требует привлечения интегрированных знаний, умений и навыков, касающихся различных областей науки, техники, технологий и применения соответствующих методов, подходов и средств обучения.

Сопоставление результатов анализа исследований ученых указывает на неразрывное единство мотивации обучения и общих и специальных знаний, профессиональных умений и навыков, профессионально важных качеств личности – компетентности.

Следовательно, одной из ведущих составляющих личностной профессиональной характеристики современного филолога можно считать ИТ-готовность, сформированность которой указывает на знания, умения, отношение, опыт деятельности и поведенческие модели личности (мотивационная составляющая и ИТ-компетентность).

В своем исследовании мы пришли к выводу, что целью системы обучения информационным технологиям будущих филологов ВПУЗ должно быть: формирование теоретической базы знаний в области ИТ, развитие практических умений и навыков, мотивации использования ИТ в обучении и будущей профессиональной деятельности, объединенных понятием ИТ-готовности.

 

Список литературы

Аніщенко О. В. Інформаційна культура педагога / О. В. Аніщенко, О. С. Падалка [Електронний ресурс] // Publishing house Education and Science s.r.o. − Режим доступу: http://www.rusnauka.com/12.APSN_2007/Pedagogica/ 

Бершадский М. Е. Консультации: целеполагание и компетентностный подход в учебном процессе / М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев, Г. Г. Левитас, Скоробогатова Г. Г. // Педагогические технологии. – 2009. – № 4.

Бібік Н. М. Компетентнісний підхід у сучасній освіті: світовий досвід та українські перспективи: Бібліотека з освітньої політики / Н. М. Бібік, Л. С. Ващенко, О. І. Локшина [та ін.] / під заг. ред. О. В. Овчарук. – К. : "К.І.С.", 2004.

Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И.  Божович ; под ред. Д. И. Фельдштейна ; вступ. ст. Д. И. Фельдштейна. − 2-е изд. − М. : Ин-т практической психологии ; Воронеж : НПО "МОДЭК", 1997.

Бондаренко А. Ф. Основы психологии. Учебник для студентов гуманитарных вузов / А. Ф. Бондаренко. – К. : Освіта України, 2009. 

Гуревич Р. С. Формування інформаційної культури майбутнього фахівця / Р. С. Гуревич // Педагогіка і психологія професійної освіти: результати досліджень : зб. наук. праць / за ред. І. А. Зязюна, Н. Г. Ничкало. – К., 2003. 

Дьяченко М. И. Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, С. Л. Кандыбович. – М. : Харвест, 2006. 

Життєва компетентність особистості : наук.-метод. посіб. / за ред. Л. В. Сохань, І. Г. Єрмакова, Г. М. Несен. − К. : Богдан, 2003. 

Закон   України "Про вищу освіту" [Електронний ресурс]. − Режим доступу :  http://zakon1.rada.gov.ua/laws/show/2984-14

Зимняя А. А. Учебная мотивация / А. А. Зимняя // Педагогическая психология. – М. : ЛОГОС, 1999. 

Компетентнісний підхід у сучасній освіті: світовий досвід та українські перспективи (Бібліотека з освітньої політики) / Н. М. Бібік, Л. С. Ващенко, О. І. Локшина та ін. – К. : К.І.С, 2004. 

Леонтьев В. Г. Мотивационная основа учебной деятельности / В. Г. Леонтьев // Психология образования : дайджест. – 2001. – № 5. 

Луговий В. І. Компетентності та компетенції пояттєво-термінологічний дискурс / В. І. Луговий // Вища освіта України. – 2009. – № 3 (дод. 1): Педагогіка вищої школи: методологія, теорія, технології : темат. вип. 

Овчарук О. Компетентності як ключ оновлення змісту освіти / О. Овчарук // Стратегії реформування освіти в Україні: Рекомендації з освітньої політики. – К., 2003. 

Підготовка учнів до професійного навчання і праці (психолого-педагогічні основи) : навч. посіб. / за ред. Г. О. Балла, П. С. Перепелиці, В. В. Рибалки. – К. : Наук. думка, 2000. 

Пометун О. Інтерактивні технології навчання: теорія, практика, досвід / О. Пометун, Л. Пироженко. – К., 2002. 

Психологічний тлумачний словник найсучасніших термінів. – Х. : Прапор, 2009.

Савченко О. Новий зміст освіти в основній і старшій школі / О. Савченко // Інформатика. – 2004. - № 31-32. 

 Спірін О. М. Інформаційно-комунікаційні та інформатичні компетентності як компоненти системи професійно-спеціалізованих компетентностей вчителя інформатики /  О. М. Спірін [Електронний ресурс]. − Режим доступу :  http://eprints.zu.edu.ua/3733/2/09somtio.htm/

Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. 



Джерело: http://ВЕСТНИК ГУМАНИТАРНОГО ИНСТИТУТА ТГУ Издательство: Тольяттинский государственный университет (Тольятти), №: 2, 2012
Категорія: статті - ІТ в навчанні | Додав: lkartashova (18.04.2013) | Автор: Любов Карташова
Переглядів: 922 | Теги: система, информационные технологии, IT COMPETENCE, IT READINESS, INFORMATION TECHNOLOGY, ИТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ, ИТ-ГОТОВНОСТЬ | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Пошук
Друзі сайту
lkartashova@ua.fm